Андрей Бочкарев: «Строительный бизнес очень высокорискованный и тяжелый». РИА «Новости»

22 Июля 2014 года

Транспортное строительство остается одним из главных приоритетов для Москвы.

Но, несмотря на внимание, которое удаляют власти города этому направлению, строители периодически все равно сталкиваются с трудностями, заставляющими откладывать сроки завершения работ. О том, почем перестают показывать результат даже проверенные временем подрядчики, какой дорожный объект станет крупнейшим для Москвы в 2014 году и сколько станций метро откроется в этом году, в интервью РИА Новости рассказал глава департамента строительства столицы Андрей Бочкарев.

– Андрей Юрьевич, начнем разговор с проблемного транспортного объекта Москвы. Когда будет завершен Алабяно-Балтийский тоннель?


– Планируем в конце года – начале следующего запустить этот объект в полном объеме.

– Я слышала от инженеров, что на самом деле в нормальном режиме тоннель сможет начать работать в лучшем случае через год…


– Сейчас я каждую неделю бываю на объекте. Как человек, непосредственно вовлеченный в процесс, могу вам твердо заявить: объект мог быть достроен еще осенью прошлого года. Однако в октябре 2013 года генподрядчик – НПО "Космос" – фактически остановил там все работы, сорвав уже набранные темпы.

– Вы не боитесь подтопления тоннеля? Уже несколько раз прерывалось движение даже по запущенной части объекта из-за воды…

– Эта проблема сильно преувеличена. Поскольку подрядчика не было, то работа насосных систем не отслеживалась должным образом. Сейчас на объекте трудятся 500 рабочих, до конца июля мы планируем нарастить их число до 1,5 тысячи.

– По каким-нибудь другим объектам "Космоса" еще возобновились работы, кроме Алабяно-Балтийского тоннеля?


– Пока мы ведем поддерживающие работы только на Алабяно-Балтийском тоннеле: переустройство внешних и внутренних инженерных сетей, отделочные работы служебных помещений тоннеля, благоустройство прилегающих территорий. В конце этого года – начале следующего планируется запустить движение по тоннелю в полном объеме.

По всем остальным объектам мы ждем процедуру расторжения контрактов. Затем будут объявлены торги по выбору подрядных организаций для завершения работ.

В частности, до конца года будет объявлен конкурс на реконструкцию Большой Академической улицы (участок Северо-Западной хорды). Готовится проектно-сметная документация. В тоннеле проводятся работы для профилактики возможных затоплений и подготовки объекта к следующему этапу строительства.

– Скажите, как получилось, что НПО "Космос", ранее считавшийся одним из самых надежных московских подрядчиков, оказался на грани банкротства, и как городу избежать повторения этой истории?

– К сожалению, полностью снять подобные риски нельзя – иначе нам пришлось бы полностью взять под контроль хозяйственную деятельность наших подрядчиков. Нужно понимать, что строительный бизнес очень высокорискованный и тяжелый, и обязанность департамента строительства как представителя города Москвы заключается также и в том, чтобы компании не получили убытков от возможных наших ошибок.

"Космос" в свое время блестяще строил многие объекты, так же, как и компания "Мосинжстрой", которая, кстати, была в несколько раз крупнее "Космоса". Но и у этой организации сейчас большие проблемы. Просчеты в управлении хозяйственной деятельностью крупной строительной компании – обычное дело.

– Что город потеряет на ситуации с "Космосом"?

– Прежде всего, время: необходимо найти нового подрядчика, провести процедуру торгов. Прямых затрат не будет.

– У вас возникали трудности с подрядчиком также на Щелковском шоссе. Что происходит с реконструкцией магистрали сейчас?

– Действительно, как вы помните, у города были определенные претензии к подрядчику, который затягивал сроки завершения реконструкции магистрали, и мы даже допускали возможность расторжения контракта. Однако в итоге оптимальным шагом для города оказалось решение оставить "Трансстрой" на объекте. В декабре этого года компания обещает завершить все работы. При этом мы признаем, что строители столкнулись с объективными трудностями при проведении строительных работ. Например, были проблемы с освобождением земельных участков.

– Сейчас вы всеми подрядчиками довольны?

– Мы довольны подрядчиком, когда он сдает объект в срок, укладываясь в бюджет. А у нас есть компании, которые на одном объекте себя блестяще показывают, а на другом, увы, нет… Вот как к ним относиться? В бизнесе говорят, что ты настолько хорош, насколько хорош твой последний проект. Хотя, конечно, есть компании, которые стараются работать стабильно.

– Когда нам ждать реконструкции центральной магистрали новой Москвы – Калужского шоссе?


– Этим летом планируем зайти на первый участок длиной 20 километров. Стоимость проекта, который сейчас выходит из экспертизы, составит более 25,6 миллиарда рублей. Планируется построить несколько развязок на местах пересечения с существующими и будущими дорогами, а также полосу для общественного транспорта.

– Где расположится выделенная полоса – посередине или сбоку?

– Сбоку. Иначе, чтобы обустроить остановки для общественного транспорта, нам придется существенно сузить проезжую часть. Кроме того, возникнут проблемы с переносом инженерии, которая традиционно располагается посередине магистралей.

– Когда завершится первый этап реконструкции Калужского шоссе?


– В 2017 году.

– В этом году нам ждать начала строительства еще каких-либо крупных дорожных объектов?

– Калужское шоссе станет нашим самым крупным дорожным объектом. Кроме этого проекта, в 2014 году нам предстоит построить развязку на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей и провести работы на отдельных участках Северо-Западной хорды.

– Я правильно понимаю, что, по сути, вы снова ускоряете темпы строительства Северо-Западной хорды, которые замедлились какое-то время назад?

– Не было смысла разворачивать строительство на всей магистрали - нас сдерживал Алабяно-Балтийский тоннель. Сейчас работы активизируются, чтобы в максимально короткие сроки проект был полностью реализован.

– Еще одна хордовая магистраль Москвы – это Южная рокада. Что здесь вам нужно сделать?

– Закончены работы по первому этапу рокады – от Рублевского до Варшавского шоссе. Ведется проектирование следующего этапа реконструкции на участке, на которому транспортный коридор отсутствует, а значит, нужно прокладывать новую дорогу, – от Варшавского до Каширского шоссе. После Каширского шоссе мы пойдем до Братеево.

– Вы принимаете участие в разработке транспортной схемы ВДНХ?


– По моему мнению, работать над транспортной схемой пока рано: там нет пробок. Сначала нужно определить, что собой будет представлять выставочный комплекс, как планируется распределять потоки посетителей, а затем уже разрабатывать транспортную схему. Думаю, к этому вопросу мы вернемся года через полтора.

– Давайте теперь поговорим о строительстве метро в Москве. В свое время сообщалось, что в московской подземке могут быть применены идеи проектировщиков из испанской фирмы "Бустрен". Чем конкретно решено воспользоваться из их предложений?

– С участием испанских специалистов на Кожуховской линии проектируются двухпутные тоннели на участке от станции "Косино" до станции "Нижегородская улица". Всего на этом участке линии будет 5 станций. Помимо вышеуказанных, еще "Юго-Восточная", "Окская улица" и "Стахановская улица".

В отличие от станций, традиционно строящихся у нас в столице, объекты, спроектированные коллегами из Испании, будут иметь квадратную форму сечения, а не прямоугольную. Подобные объекты удобно размещать на площадках с плотной городской застройкой – это дает серьезную экономию пространства.


Идеи специалистов из фирмы "Бустрен" также могут быть использованы при проектировании второй кольцевой линии метро (или, как говорят строители, Третьего пересадочного контура) – на северо-западном и северо-восточном участках.

– А щиты большого диаметра для двухпутных тоннелей уже закуплены?

– Пока нет. Это будут делать подрядчики, а возможно, мы приобретем их сами в лизинг.

– Испанцы также предлагают строить метро методом "сверху вниз"…

– Этот метод, известный с 30-х годов XX века, описан еще в советских учебниках. Я сам его использовал при строительстве крупного бизнес-центра в Москве. Действительно, такое предложение от иностранных проектировщиков есть, и, возможно, на каких-то объектах данный метод мы применим.

– В марте стало известно о проблемах с поставкой из Украины тюбингов. Решена ли эта проблема?

– Да, затруднения есть. Тюбинги, которые нужны для линий глубокого заложения - в первую очередь, для Люблинско-Дмитровской линии, поставляются с задержками: заводы, на которых производят эти конструктивные элементы, находятся в Днепропетровске и Донецке. Политические события осложняют экономическую ситуацию, поэтому мы стали рассматривать вопрос альтернативных поставок.

– Недавно в очередной раз возник вопрос по срокам строительства метро в подмосковных Котельниках. Когда там откроется станция?


– Станция строится, до конца года ее сдадим. Но по-прежнему остаются сложности с земельным участком под размещение ТПУ.

– Сколько станций в этом году будет открыто в итоге?

– Пять: "Спартак", "Тропарево", "Румянцево", "Саларьево" и "Котельники".

– Департамент строительства отвечает за один из самых интересных проектов в Москве – парк "Зарядье". Какие работы проходят там сейчас, и когда начнется создание парка? 

– Сейчас ведутся работы по уточнению концепции и проектированию, мы выбираем конкретные технические средства для воплощения идей проектировщиков. Думаю, эта работа по времени займет еще и следующий год. Опыт показывает, что раннее начало строительства совсем не означает раннего завершения.

– Что происходит с другим знаковым объектам – стадионом "Лужники"?

Идет рабочее проектирование. Этим летом мы приступаем собственно к реконструкции большой спортивной арены. Стоимость работ составит чуть более 19 миллиардов рублей.

– Как "Лужники" будут использоваться после ЧМ-2018?


– Это для нас сейчас самый главный вопрос. Совершенно точно, что "Лужники" будут использоваться как многофункциональный спортивный комплекс с возможностью проведения массовых мероприятий культурно-зрелищного характера. Мы собираемся обеспечить всю необходимую для этого инфраструктуру – от звуковых систем до инженерии, от помещений для спортивных организаций до временных сценических конструкций.

– На сколько крупных мероприятий в год будет рассчитан стадион?

– Более чем на двести.

– Вы уверены, что стадион обеспечен всей необходимой транспортной инфраструктурой, поэтому сможет принять всех, кто захочет приехать на матчи чемпионата мира?

– Сам по себе стадион уже расположен удачно. Я думаю, больше нужно обращать внимание не на транспортную доступность, а на схему перемещения болельщиков и команд, которая на период проведения чемпионата мира изменит все движение в Москве.

Ольга Набатникова

http://riarealty.ru/analysis_interview/20140722/403321345.html#ixzz38CWYYuek