Виталий Лазуткин о строительстве стадиона в Санкт-Петербурге: Мы изначально делали ставку на российских производителей. Журнал Sport Build
17 Марта 2015 года
Генеральный директор «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин рассказал журналу Sport Build о строительстве к ЧМ-2018 стадиона в Санкт-Петербурге
- Можно ли сказать, что реализация проекта строительства «Зенит Арены» вышла на финишную прямую? На сколько процентов готов стадион по состоянию на сегодняшний день?
- Заказчик, комитет по строительству Санкт-Петербурга, оценивает готовность стадиона более чем на 70%. Мы уже завершили наиболее объемную и трудоемкую часть работ - полностью готова чаша стадиона, более чем на 80% выполнена стационарная часть крыши. В прошлом году приступили к самой технологичной и ресурсоемкой – инженерии, которая выполнена примерно на 35-40%. Параллельно ведем отделочные работы, где тоже уже значительно продвинулись.
- Вызывают ли у Вас опасения временной график проектных работ, удастся ли официально открыть стадион в указанный срок?
- Пока мы не видим причин для переносов сроков и готовы к тому, чтобы провести первый матч на стадионе можно было к маю 2016 года. Безусловно, всегда возникают трудности и сдвижки тех или иных работ внутри графика, но совместно с заказчиком мы их решаем.
- Как повлияла на бюджет проекта текущая экономическая ситуация в РФ (санкции, падение курса рубля…)? От каких идей (технологий либо материалов) пришлось отказаться в ходе строительства по макроэкономическим причинам?
- С одной стороны, мы оказались в более выгодном, чем другие строители стадионов к Чемпионату мира положении: наш объект находится на высокой стадии готовности и большая часть материалов была, если не закуплена и использована, то законтрактована. С другой стороны, мы, тем не менее, почувствовали на себе влияние происходящего. Причем, повысить цены в какой-то момент следом за иностранными поставщиками захотели российские производители. За несколько месяцев плотных переговоров нам совместно с заказчиком удалось добиться условий, которые бы нас устроили, и обойтись без пересмотра проектных решений.
- Повлияла ли на реализацию проекта правительственная директива, касающаяся импортозамещения в ходе строительства стадионов к ЧМ-2018?
- Заказчик и мы изначально делали ставку на российские компании. Если рассматривать общестроительные работы, то доля отечественных производителей здесь около 90%, в инженерных системах несколько меньше. Например, стоит отметить, что российские компании, более того, зачастую питерские производители, например, систем освещения или мультимедиа-систем сегодня могут предложить очень достойную продукцию, конкурирующую с лучшими иностранными аналогами.
- Насколько удачным, на Ваш взгляд, является последний вариант архитектурной концепции арены?
- Здесь необходимо обратить внимание, что архитектурная концепция стадиона не менялась: все изначально предложенные принципиальные решения сохранены. Менялись только способы реализации архитектурной идеи: заменили металл на бетон, изменили угол наклона пилонов, перераспределили нагрузки на разные части сооружения и так далее. Поэтому здесь попросту не с чем сравнивать – это один проект, но детально проработанный с инженерно-технической точки зрения для обеспечения надежности и безопасности сооружения.
- Как Вы оцениваете общий уровень проектной команды на «Зенит Арене»?
- «Трансстрой» имеет более чем 70-летний опыт в отрасли, и управление масштабными строительными проектами – одна из наших главных компетенций. Команда, работающая на стадионе, является одной из самых сильных в мире. Объекты подобного уровня сложности можно пересчитать по пальцам. Здесь работает в среднем около 2000 человек, около трети из которых – высококлассные инженеры. Это международная команда, состоящая из специалистов со всего мира: России, Австрии, Чехии, Сербии, Белоруссии, Украины. Многие из наших партнеров участвовали в строительстве других хорошо известных в мире спортивных и культурных объектов.
- Помимо эстетической составляющей, какова практическая польза от использования выкатного поля на «Зенит-Арене»?
- Практическая польза налицо – многофункциональное использование дает возможности для проведения большого количества мероприятий различных видов, снимая все ограничения по погодным условиям и event-концепциям. Социально-экономический эффект от такого проекта выше, нежели от сооружения только со спортивным функционалом. Это показала международная практика. Так, в течение суток площадка нашего стадиона может принять футбольный матч и концерт. Северное расположение стадиона и его конструктивные особенности (высокие трибуны и стационарная кровля) не позволяют газону получить полноценное солнечное освещение. Поэтому для обеспечения высокого качества газона, по стандартам FIFA и UEFA, большую часть времени поле будет находиться за пределами чаши стадиона.
- Можно ли сегодня сказать, что все проблемы, связанные с реализацией проекта по строительству «Зенит Арены» остались в прошлом?
- Проблемы останутся позади, когда проект будет завершен. Сам по себе объект является сложнейшим инженерным сооружением, и процесс его строительства – не без сложностей. Ответом на них является наш опыт и научная база, накопленные за много лет на масштабных стройках страны и за рубежом.
- Помимо эстетической составляющей, какова практическая польза от использования выкатного поля на «Зенит-Арене»?
- Практическая польза налицо – многофункциональное использование дает возможности для проведения большого количества мероприятий различных видов, снимая все ограничения по погодным условиям и event-концепциям. Социально-экономический эффект от такого проекта выше, нежели от сооружения только со спортивным функционалом. Это показала международная практика. Так, в течение суток площадка нашего стадиона может принять футбольный матч и концерт. Северное расположение стадиона и его конструктивные особенности (высокие трибуны и стационарная кровля) не позволяют газону получить полноценное солнечное освещение. Поэтому для обеспечения высокого качества газона, по стандартам FIFA и UEFA, большую часть времени поле будет находиться за пределами чаши стадиона.
- Можно ли сегодня сказать, что все проблемы, связанные с реализацией проекта по строительству «Зенит Арены» остались в прошлом?
- Проблемы останутся позади, когда проект будет завершен. Сам по себе объект является сложнейшим инженерным сооружением, и процесс его строительства – не без сложностей. Ответом на них является наш опыт и научная база, накопленные за много лет на масштабных стройках страны и за рубежом.