Дороги московские: сделано с умом. Газета «Московский Комсомолец»
22 Октября 2014 года
Невозможное возможно или как строители вооружились современными технологиямиРеставраторы хорошо знают — гораздо легче построить новый дом «с нуля», чем восстановить старое здание, наполнив его современным содержимым. То же самое касается и строительства дорог в мегаполисе. Пока Москва задыхается в пробках, градостроители пытаются решить проблему устаревших магистралей. Но для новых трасс в городе практически нет места, а при реконструкции существующих в большинстве случаев ситуация с дорожным движением лишь усугубляется. Очевидно, что московские дороги невозможно полностью перекрыть на время строительства, иначе город встанет окончательно. К тому же, вокруг трасс и под ними проходят многочисленные коммуникации. Приходится искать нестандартные технологические решения. Например, при реконструкции Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца строители переложили более тысячи километров сетей. Добавьте к этому плотность городской застройки, транспортную перегруженность. В результате – перед дорожниками встают чрезвычайно непростые задачи. Однако оказалось, что выполнение таких сложных проектов по силам, но только высокотехнологичным строителям. Так, реконструкцию Щелковского шоссе ведет «Трансстрой» Олега Дерипаски.
Метод ЦПН. Готовая секция на стапеле перед надвижкой
Нам всем знакома ситуация, когда небольшое изменение в работе дорожной паутины, любое перекрытие трассы, превращает город в одну большую пробку. Транспортная система столицы должна работать бесперебойно. Поэтому, несмотря на реконструкцию, Щелковское шоссе функционирует в штатном режиме. Для обеспечения беспрепятственного движения машин и одновременного ведения на шоссе строительных работ транспортные потоки были переведены на специальную дорогу-дублер.
Что касается современных технологий, то при возведении на шоссе двухуровневой транспортной развязки с эстакадой длиной 547 метров использован метод циклической продольной надвижки (ЦПН). Он как раз и позволяет вести строительство в условиях плотной городской застройки без перекрытия движения.
Метод ЦПН работает следующим образом. На участке дороги, где методом ЦПН строится эстакада, ставятся опоры для будущего дорожного полотна. На специальной крытой платформе (стапеле), оборудованной опалубкой и поддерживающими конструкциями, бетонируется секция пролетного строения, а потом специальным домкратом поднимается на нужный уровень и по устройствам скольжения надвигается к уже готовым закрепленным секциям. Так, шаг за шагом создается пролетное строение эстакады. Объяснение это, конечно, упрощенное, но даже не специалисту понятно, что при таком методе строить можно, не мешая автомобилистам, и круглый год, то есть вне зависимости от сезона.
На Щелковском шоссе, кстати, строители не только применили метод, но и усовершенствовали его, тем самым, сократив сроки возведения сложной эстакады на треть. Суть нового инженерно-технического решения, предложенного специалистами «Трансстроя», заключается в увеличении в два раза длины захватки бетонирования при выполнении работ по надвижке пролетного строения эстакады. Проще говоря, секция, которую надвигают на опоры будущей эстакады в два раза длиннее, чем обычно при использовании этого метода. По мнению экспертов, разработка имеет высокую эффективность и может быть в индустриальных масштабах использована при реализации будущих дорожных проектов не только в столице, но и в других городах.
Что касается современных технологий, то при возведении на шоссе двухуровневой транспортной развязки с эстакадой длиной 547 метров использован метод циклической продольной надвижки (ЦПН). Он как раз и позволяет вести строительство в условиях плотной городской застройки без перекрытия движения.
Метод ЦПН работает следующим образом. На участке дороги, где методом ЦПН строится эстакада, ставятся опоры для будущего дорожного полотна. На специальной крытой платформе (стапеле), оборудованной опалубкой и поддерживающими конструкциями, бетонируется секция пролетного строения, а потом специальным домкратом поднимается на нужный уровень и по устройствам скольжения надвигается к уже готовым закрепленным секциям. Так, шаг за шагом создается пролетное строение эстакады. Объяснение это, конечно, упрощенное, но даже не специалисту понятно, что при таком методе строить можно, не мешая автомобилистам, и круглый год, то есть вне зависимости от сезона.
На Щелковском шоссе, кстати, строители не только применили метод, но и усовершенствовали его, тем самым, сократив сроки возведения сложной эстакады на треть. Суть нового инженерно-технического решения, предложенного специалистами «Трансстроя», заключается в увеличении в два раза длины захватки бетонирования при выполнении работ по надвижке пролетного строения эстакады. Проще говоря, секция, которую надвигают на опоры будущей эстакады в два раза длиннее, чем обычно при использовании этого метода. По мнению экспертов, разработка имеет высокую эффективность и может быть в индустриальных масштабах использована при реализации будущих дорожных проектов не только в столице, но и в других городах.
Эстакада. Пересечение Щелковского шоссе с 9-й Парковой улицей
Современные дорожно-строительные технологии сделали возможным решение ранее нерешаемых транспортных задач. Вспомним времена, когда перекладка подземных коммуникаций означала котлованы, заборы и полностью перекрытую дорогу. Сегодня для этих работ, в том числе и на Щелковском шоссе, применяется метод горизонтального направленного бурения - бестраншейная технология, не требующая остановки автомобильного движения.
Преимущество метода в том, что все работы ведутся под землей, они незаметны и не мешают окружающим. Сначала с помощью специального оборудования под магистралью бурится скважина, затем в нее протягивается трубопровод. Скорость прокладки путей таким способом составляет 50 метров в час, их длина может достигать нескольких километров. Изобретение этого метода стало настоящим прорывом в строительной отрасли.
Сооружение на Щелковском шоссе подземных пешеходных переходов также не обошлось без передовых технологий. Здесь «Трансстрой» применил инновационный опыт строительства, опробованный еще в Сочи при строительстве тоннелей дублера Курортного проспекта.
После Олимпиады уже ни для кого не секрет, что дублер Курортного проспекта, который строил «Трансстрой», стал самым сложным проектом дорожного строительства за последние 50 лет. Именно тогда, в период предолимпийского цейтнота, было построено более 17 км трассы, состоящей сплошь из тоннелей, эстакад и мостов. Кто уже был в Сочи в этом году – видели, что это настоящее дорожное чудо.
То же можно сказать и о реконструкции Щелковского шоссе, в свою очередь, только в масштабах Москвы. Специалисты отмечают, что условия строительства этой городской магистрали по сложности, да и по социальной значимости, ничем не уступает сложнейшим горным эстакадам. Без современных технологий, конечно, такого бы никогда не построить.
Владимир Дмитриев